Крымская Скифия. Часть 1.

Путешественники, наблюдатели, ученые. Греческие надписи и скифские крепости. Н.Л.Эрнст –  разведки в предгорье и  охранные раскопки Неаполиса,  разведки П.Н.Шульца в Северо – Западном Крыму. Тавро – скифская экспедиция П.Н. Шульца, позднескифское государство и его столица. Миграция на крымский запад. Проблемы общие для  поздней Скифии. Возвращение  в столицу. Искусство, архитектура, военное дело, лепная керамика. Вопросы  исторической географии. Позднескифские «города». Исследования в Северо – Западном Крыму. Могильники  Предгорного Крыма. Основные обобщающие работы. Дискуссия о социальных и политических процессах в  Крымской Скифии. Очерки позднескифской истории и культуры, этно-политические реконструкции. Критика археологических источников, корректировка хронологии, и периодизации Неаполя скифского, персмотр архитектурно – археологических представлений о памятнике. Новое видение Крымской Скифии.

В современной  археологической литературе с 80-х гг. прошлого века достаточно прочно утвердился историко-географический термин «Крымская Скифия». В начале, это название, в соответствии с принятой тогда датировкой позднескифского периода в истории Северного Причерноморья, применялось и по отношению к  предгорным и степным памятникам скифов. Однако теперь, после  признания большинством специалистов хронологического разрыва между скифскими и позднескифскими древностями, под Крымской Скифией, как правило, подразумевается предгорная и западная часть Крымского полуострова в хронологических границах II в. до н.э. – III в. н.э. Особенность Северо – Западного Крыма, бывшего самостоятельным анклавом этой Крымской Скифии являются, отмечаемые археологами связи не только с предгорьем, но и с Нижним Днепром. Эти пространства характеризуются общностью материальной культуры, обычно именуемой «позднескифской», соответственно ее носителей называют поздними скифами. Вне зависимости от реальных особенностей этногенеза, название и культуры, и обладавших ею этнических групп древнего крымского населения, безусловно, приемлемо (Храпунов, 2003, С.87). Античные лапидарные и нарративные источники традиционно называют варварское население Крыма скифами. В то же время, условное наименование указывает на более поздний и своеобразный  характер этой общности, отделяя ее от кочевых и оседлых скифов ранней эпохи. 

В определении времени возникновения этого феномена единства в настоящее время нет. Сторонники прямой преемственности между Степной и Крымской Скифией датируют формирование скифского анклава в Крыму концом IV-III вв. до н.э., усматривая генетическую связь между скифской и позднескифской культурами. Исследователи, опирающиеся в своих выводах на ранний материал, происходящий с поселений предгорья, пишут о последних десятилетиях III - первых десятилетиях II в. до н.э., оказывая предпочтение началу II века. Однако, все большее количество специалистов склоняется  к синхронизации позднескифской культуры и сарматских древностей Степного Причерноморья. В их представлении начало процесса ее формирования связано с серединой - второй половиной II в. до н.э. Финал же позднескифской культуры определяется традиционно - серединой - второй половиной III в.н.э., т.е. временем «готских походов» и формированием новой,  условно «аланской» или «готоаланской» культуры предгорий.