Крымская Скифия. Часть 4

Присоединение Крыма к России в 1783 г. повлекло появление научных работ академического характера. В.Ф. Зуев, составивший после поездки 1782 г. физико-географический, политический и этнографический очерк Крымского ханства (Зуев, 1790), отметил, что внутренние районы Крыма бедны древностями. Через несколько лет его поправил К. Габлиц, упомянувший об отдельных горных укреплениях (Габлиц, 1785). В 1803 г. этот же автор предложил интересную историко - географическую реконструкцию (Габлиц, 1803). В ней Перекоп соответствовал Тафросу, Козлов - Евпаторию,  а расположенные на севере Крыма татарские села Чатырлык и Шонгары - Сатархе и Тароне Птолемея. Скифским крепостям Страбона: Палакию, Хабеям и Неаполю, по предположению Габлица, могли соответствовать укрепления: Тепе-Кермен, Эски - Кермен и Черкес - Кермен в Горном Крыму.

Составителем первого подробного архитектурно - археологического очерка стал академик П. С. Паллас, изучавший Крым в 1793 – 1794 гг. Правда, на фоне изумительно сохранившихся античных и средневековых памятников менее заметные позднескифские древности явно терялись. И все же, во время Южной экспедиции Паллас кратко отметил следы расположенного близ Симферополя укрепления  «Керменчик». В дальнейшем именно этот памятник признали столицей Крымской Скифии. Опираясь на созвучие Балаклавы с Палакием, П.С. Паллас решил, что эта скифская крепость находилась в районе знаменитой Балаклавской  бухты (Паллас, 1881).

К сожалению, работы талантливого писателя П. И. Сумарокова были мало информативными по отношению к поздескифским древностям. Но его перу принадлежит один из первых этюдов этнической истории Крыма, повествующий о том, «... что скифы, народ дикий, вытесненный от соседов своих из их земель, искали в полуденных местах себе поселений. Они, пришед к сим странам, прогнали отсюда киммеров и завладели Тавридою, прозванной тогда Тавро-Скифиею». Спустя три года он дополнил это рассуждение ссылкой на Плиния «...в первом веке по Рождество Христово в Тавриде находилось 30 скифских орд». Территорией Тавро-Скифии Сумароков считал весь Крымский полуостров, включая степь между Перекопом и Днепром  (Сумароков, 1800. С. 27; 1803. С. 91).

Обширный исторический очерк «История царства Херсонеса

Таврического» был опубликован в 1806 г. Его автор - митрополит римско-католической церкви в России С. Сестринцевич - Богуш, писал свое сочинение в течение 15 лет. Помимо верноподданнических рассуждений о пользе, происходившей от скифской монархии и от монархии вообще, он предпринял попытку локализовать перечисленные Страбоном скифские крепости. Палакий, Хаб и Неаполь ученый митрополит разместил в районе Инкермана (Сестринцевич, 1806. С. 239), увидев причины поражения скифов во время войны с полководцами Митридата VI в. в небольших размерах и слабости Крымской Скифии.

Взгляды И. М. Муравьева - Апостола, высказанные  в 20-е. гг. XIX столетия, мало отличались от рассуждений предшественников (Муравьев, 1823. С. 49,76). Многочисленные, похожие друг на друга пассажи, повторявшиеся из сочинения в сочинение, явно свидетельствовали о том, что в отношении скифских древностей Крыма уже успела сформироваться историографическая традиция, опирающаяся на нарративные источники и яркие, но произвольные историко-географические реконструкции.