История создания икон

История создания икон

Предание относит создание первых икон еще к апостольским временам. Изображение образа связывают с евангелистом Лукой. В римских катакомбах сохранились росписи стен второго-третьего веков. Они носят символический или повествовательный характер, по ним можно судить о самых ранних примерах христианской иконографии.

Самые древние иконы, дошедшие до нас, относятся к VI веку. Они выполнены в энкаустической технике на деревянной основе. Это делает их схожими с египетско-эллинистическим искусством. Трулльский Собор запрещал символизировать изображение Спасителя, предписывал изображать Его лишь «по человеческому естеству».

В VIII веке на христианскую церковь начала воздействовать ересь иконоборчества. Ее идеология полностью доминировала как в государственной, так и культурной и церковной жизни. Создание икон продолжалось в провинциях, подальше от церковного и императорского надзора. В 787 году был принят догмат иконопочитания, что принесло наконец-то более глубокое понимание самой иконы, подвело серьезные основы богословия.

Это оказало важное влияние на развитие иконографии, создание иконописных канонов. С этого времени иконопись становится более условной, отходит от натуральной передачи чувственного мира, больше тяготит к плоскостности. Вместо лиц появляются лики, в которых отражено и телесное и духовное, и чувственное и сверхчувственное. При этом эллинистические традиции становятся более приспособленными к христианству. Сегодня купить иконы, выполненные современными мастерами в таком стиле практически невозможно.

Различное понимание значения иконы в восточной и западной традиции приводит к разным направлениям общего развития искусства. В Западной Европе иконопись сначала оказала огромное влияние на искусство, но в период Возрождения постепенно вытеснилась скульптурой и живописью. Иконопись продолжала развиваться, в основном, в Византийской империи и странах, которые приняли православие.

Иконопись, как и христианство, приходит сначала в Болгарию, Сербию, а затем и Русь. Известный русский иконописец — святой Алимпий. Самые старые иконы сохранились не на юге, там все было уничтожено татарскими набегами, а в Новгороде Великом, в соборе Святой Софии. Если в Византии в храме большую роль играли фрески и мозаики, то на Руси иконы приобрели необычайное значение. Из них начали складывать многоярусный иконостас.

Иконы Древней Руси имеют выразительный силуэт, ясность сочетаний цветовых плоскостей, большую открытость к предстоящему перед ней. К XIV-XV  векам русская иконопись достигает наивысшего расцвета. Всем известны такие имена, как Дионисий, Феофан Грек, Андрей Рублев.

Начиная с XVII века, в России происходит упадок иконописи, а с XVIII века темперную технику заменяет масляная живопись с применением приемов западноевропейской художественной школы: появляется прямая перспектива, светотеневая моделировка фигур, реальные пропорции и пр. Икона становится максимально похожей на портрет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *